Раздел: Типичные поломки

Неисправности холодильных компрессоров, инструкции по их диагностике, оценке сложности поломки

Компресор холодильника. Холодильник — машина, использующая для работы так называемый обратный цикл Карно. Для её теоретической работы нужно лишь 4 элемента: конденсатор, испаритель, дросселирующее устройство и компрессор. На практике же эта схема усложняется множеством дополнительных узлов и элементов, вроде ресиверов для фреона или защитной автоматики.

Однако, производительность работы холодильника зависит сугубо от 4 основных узлов. Неисправность любого из них выливается в неисправность всего агрегата, когда поломка дополнительного оборудования не всегда настолько критична. Но, перейдем к делу. Вы вставили вилку холодильника в розетку, но комната не наполнилась мерным рокотом мотора? Вывод — не работает компрессор. Поломка не обязательно в нём самом. По сути, все причины такого казуса можно разделить на 2 большие категории.

Обратите внимание на технику безопасности. Вытащите штепсель из розетки перед ремонтом.

Неисправность автоматики и электроснабжения

Электрическая схема.Как правило, неисправности электрического характера легко устранить. По крайней мере, легче, чем поломки самого компрессора. Рассмотрим их подробнее:
  • Наиболее распространенная проблема — поломка пускозащитного реле. При этом холодильник может просто не реагировать на подачу тока, а может производить характерный «электрический» гул в течении нескольких секунд, после чего ток будет отключен тепловой защитой. Если быть внимательным, то замена реле может быть произведена самостоятельно. Вам нужно запомнить (зарисовать) расположение проводов, снять его (небольшая пластиковая коробочка около компрессора или на нем самом), пойти в магазин холодильного оборудования и попросить такое же. После чего установить его в обратном порядке. Помните, что неправильное подключение реле может вывести компрессор из строя, поэтому будьте предельно внимательны.
  • Другая причина встречается реже, но все же имеет место быть. Это неисправность термостата. Из-за ошибочных показаний датчика он может решить, что в холодильнике уже достаточно низкая температура и не будет замыкать цепь компрессора. Диагностика тут проста: снимите термостат (небольшой пластиковый корпус внутри холодильника, на котором расположен регулятор температуры), запомнив расположение проводов. У старых холодильников к нему обычно подключаются 2 провода, которые и являются цепью компрессора. В новых моделях там может быть множество других, но нас интересуют именно эти 2. Замкните их напрямую, минуя термостат. Если компрессор запустился — смело идите в магазин и покупайте замену.
  • Современные холодильники все больше отдают под управление цифровой автоматики. Множество датчиков, контроллеров и сложные схемы позволяют полностью контролировать процесс работы, предупреждая о любых ошибках, делая ее экономной и бесшумной. Но, усложнение любой схемы ведет к неизбежному усложнению её ремонта. Если вы подозреваете, что проблема в контроллерах — обратитесь к специалисту по автоматике.

Проблема в компрессоре?

Если все приборы исправны, электричество подается, но мотор не работает — проблема в нём самом. Прежде чем описывать разные ситуации, убедимся, что это так. Для простых компрессоров с 2 рабочими обмотками, которые управляются пускозащитным реле, существует надежный метод.
  1. Снимите компрессор и пускозащитное реле. Под ним будет 3 контакта: пусковой и рабочей обмоток и общий.
  2. На современных (особенно импортных) компрессорах на шильдике или наклейках изображают расположение контактов в соответствии с обмотками. Если нет — вооружаемся мультиметром и измеряем сопротивление между ними. Сопротивление пусковой обмотки (между контактами ее и общим) для бытовых холодильников будет примерно 13 Ом. Рабочей — 43—45 Ом. Сопротивление между контактами обмоток будет равно суммарному, то есть 13+45=58 Ом. Допустимы колебания в зависимости от мощности и модели агрегата.
  3. Изготавливаем несложный прибор, имитирующий работу пускозащитного реле: к вилке подключаем 2 двухжильных провода, один из которых размыкаем с помощью кнопки. Подключаем прямой провод к рабочей обмотке, разомкнутый к пусковой, общие — к общему контакту. Зажимаем кнопку, вставляем вилку в розетку. Если компрессор исправен — он заведется. После нескольких секунд работы отпустите кнопку, выключив пусковую обмотку.
Проведя такие диагностические шаги, вы точно убедитесь, сломался ли мотор компрессора или же проблема в другом.

Обмотка. Если результат неутешительный — можно попробовать понять, в чем проблема. Но ценность этих знаний сомнительна, ведь ремонт компрессора в большинстве случаев стоит дороже, чем покупка нового аналога, да и не каждая контора возьмется за такую трудоемкую работу. И все же:
  • Проблема, которую вы могли заметить еще при изготовлении своего «реле». При попытке измерить сопротивление мультиметр показал обрыв? Значит обмотки разорваны, контакта нет. Ремонт состоит в том, чтоб намотать их заново, но это слишком кропотливая работа.
  • Поставьте мультиметр в режим прозвона и проверьте, не пробивает ли он на корпус. Один щуп поднесите к корпусу, другим поочередно прикасайтесь до контактов обмоток. Если прибор показал контакт — есть пробой, мотор сломался.
  • При длительной работе под большой нагрузкой (никогда не забивайте полный морозильник теплого мяса!) компрессор может сильно перегреться. При этом происходит оплавление изоляции проводов в обмотке, она начинает работать, не задействуя всю свою мощность. Компрессор сильно греется, не может обеспечить давление для работы в обычном режиме, регулярно срабатывает тепловая защита.
  • Другие, более серьезные аварии, вроде гидравлического удара. Громкий грохот где-то внизу холодильника вы точно заметите и, на будущее, знайте, что после такого компрессор можно просто отнести на металлолом.
Компрессор — «сердце» холодильника. Он неприхотлив и вынослив, так же как и человеческое сердце, и будет исправно служить вам в течении большого срока, если вы будете относиться к нему бережно.

Автор: Владислав Сычёв